Каждый, кто хотя бы раз видел – в фильмах, на картинах, а может
быть и в жизни – готический собор, вряд ли забудет его величественный
силуэт с могучими контрфорсами и стройными башнями, уходящими в самое
небо. И непременно в этом образе найдётся место прихотливым цветным
лучам, освещающим внутреннее убранство храма. Свет, проходя через
витражные окна, окрашивается, повинуясь прихоти художника, в самые
разные цвета, а сам закрывающий окно прозрачный узор будто бы пылает,
пронизанный солнечным светом. Недавно я побывал в витражной мастерской и
узнал, как же делают такие произведения стекольного искусства.
(29 фото)
1.
Для меня съемка этого репортажа из цикла «Ремёсла» стала особенной: до
сих пор я делал репортажи только о талантливых одиночках-кустарях.
2.
Но в этот раз, благодаря помощи Лейлы Аль-Нуман (elenaleila) мне
посчастливилось посмотреть, как работает целая витражная студия
«Александрия».
3.
4.
Мастерская разместилась в подвале столичного дома. У двери меня
встретил улыбчивый мужчина — витражист Вячеслав – и повёл по узкому
коридору вглубь помещения. Проход был заставлен прислонёнными к стенам
готовыми витражами, переложенными картоном, листами стекла и деревянными
щитами. Мой провожатый зашел в одну из комнат и пригласил меня пройти
за ним. Я оказался в средних размеров комнате: два больших стола, на
одном из которых лежал собранный витраж. Над узором с паяльником в руках
согнулся ещё один витражист. «А мы как раз витраж паяем. Тебе это может
быть интересно – смотри, снимай» — сказал мне второй мастер — Игорь.
5.
6.
7.
По стенам мастерской громоздились стеллажи с разноцветными листами
стекла. На верстаке, заваленном набросками, кусочками стекла и
инструментами, я увидел световой стол. Под подошвами при каждом шаге
скрипели и похрустывали мелкие осколки стекла.
8.
9.
10.
Пока я осматривал небольшую комнату и готовил камеры, Вячеслав вернулся
к работе – с паяльником в руках склонился над столом, на котором лежала
почти готовая работа. Соседний стол был закрыт огромной калькой с
макетом ещё одного будущего витража. «Любой витраж начинается с эскиза, —
начал рассказывать Вячеслав, водя паяльником по стыкам стёкол, — Этот
рисунок попадает в руки к художнику, и он превращает картинку в схему –
полноразмерную кальку, на которой черными линиями отмечено положение
модулей, а номерами – их цвета».
11.
Может показаться, что всю творческую работу делает художник, а мастеру
остаётся только вырезать по шаблону кусочки нужного цвета, разместить их
на схеме и соединить. Но это не так. От мастера во многом зависит,
насколько красивым будет готовое панно: как точно он сможет вырезать
стеклянные кусочки, насколько кропотливо подобрать их форму и тонко
соединить. И если вся эта работа, так или иначе механическая, то работа с
цветом требует от витражиста художественного чутья и внимательности.
Ему приходится работать с материалом самого разного цвета и фактуры.
Зачастую стеклянные листы одной и той же марки могут разительно
отличаться друг от друга. По поверхности стекла проходят прихотливые
разводы, оттенки смешиваются, сменяя друг друга: красный цвет может
плавно перетечь в розовый, а в завитках и волнах появятся зелёные
полосы. Бывает и так, что прозрачные области сменяются непроницаемыми
для света. Мастер должен почувствовать все эти нюансы и вырезать из
разноцветного стеклянного листа такой кусочек, который бы идеально
вписывался в общую картину.
12.
13.
14.
«Этот тип витража называется Тиффани. Не знаю, откуда пошло название –
может быть по имени создателя – сказал Игорь не отрываясь от работы, —
Когда мы уже вырезали все стёкла, каждое из них обматывается тонкой
лентой из медной фольги. Потом уже обмотанные стёкла снова собирают в
узор, швы обезжиривают флюсом и спаивают. Вот и вся работа»
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22. Кроме Тиффани есть много других видов витражей. Например, стёкла можно устанавливать и впаивать вот в такие
профили-протяжки
- И давно вы занимаетесь витражами?
— Давно. Лет двадцать, наверно, ответил Игорь после короткого раздумия. —
Я раньше ювелиром был. Но потом Союз рухнул, производство стало никому
не нужно, и я пришел сюда». Позже я узнал, что студия «Александрия»
занимается витражами уже двадцать лет, и многие мастера работают здесь с
самого момента её основания.
23.
24. — Сколько времени может уйти на один витраж, — спросил я мастеров, рассматривая немалых размеров чертежи и наброски.
— По-разному. Всё зависит от количества модулей: их может быть на
квадратном метре четыре или два… или вообще один, а может быть и сто. А
бывает, заказчик приходит, когда весь витраж уже спаян, и просит
поменять пару цветов. Тогда приходится выбивать стёкла и переделывать.
— А какая работа потребовала больше всего времени?
— Люстра была, — и Вячеслав, задумавшись, широко развёл руки, показывая
размеры люстры, — три панно метра по два каждое. Мы над ней три месяца
работали.
25.
26.
Вячеслав отложил паяльник и критически осмотрел работу. «Видишь, в
центре прозрачное стекло с узором? Это пескоструйная обработка – струёй
песка под давлением вырезают узор. Правда, это не мы делаем, нам такие
стёкла привозят». Мастер отвернулся к полке и снял с неё небольшую
стеклянную чашку. Сильный запах тут же резанул ноздри. «Это кислота, —
пояснил Вячеслав, — сейчас патинировать будем». С этими словами он
опустил в чашку небольшую губку и провёл ей по блестящим паяным швам –
они тут же потемнели. «Было новое, стало старое. У нас это очень любят»,
— с улыбкой сказал мастер.
27.
28. Справа шов до патинирования — светлый и блестящий, а слева, блёклый и тёмный — после обработки кислотой
Вячеслав
и Игорь перевернули витраж и начали спаивать швы с обратной стороны. Я
посмотрел ещё немного за их работой, но вскоре решил пойти поснимать в
других мастерских. В соседней комнате мастер, представившийся Дмитрием,
подбирал стёкла для витража – обрезал небольшие кусочки и смотрел, как
они впишутся в панно. Дмитрий, вырезая детали будущего витража, время от
времени беззлобно шутил и с улыбкой давал мне советы, что и как стоит
фотографировать. Мастер работал, а я всё рассматривал его руки: ловкие
пальцы, исполосованные черными насечками порезов и в паре мест
обмотанные обмотанные пластырем. Может быть кровное родство мастера и
его работы — это нечто большее, чем просто слова?