воскресенье, 12 июня 2016 г.

Развитие мелкой моторики: занятия — упражнения — игры


Доброго времени суток, дорогие читатели!
Под выражением «мелкая моторика» мы подразумеваем движения кистей рук.
В процессе данных движений важен зрительный контакт, так как полное развитие двигательной способности зачастую происходит под визуальным контролем.
Я много консультировалась со специалистами, по вопросу развития дочери, теперь хочу поделится с вами этой информацией и своим опытом.
В этой статье мы поговорим о том, что собой представляет развитие мелкой моторики у детей с дцп.

Последовательность процесса развития моторики

Жизнь человека состоит из целенаправленных движений, которые нужны, чтобы выполнять обыденные дела: читать, писать, рисовать.
Когда грудничок сконцентрировал свой взгляд на небольшой игрушке, он пытается к ней потянуться, чтобы задеть.
fasolДалее он начинает брать в руки только те игрушки, которые ему действительно интересны. В этот период начинает развиваться мелкая моторика.
Уже многократно подтверждена прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием интеллектуальных и речевых способностей детишек
Процесс взаимодействия с предметами включает в себя несколько важных этапов, начиная с захвата кулаком и заканчивая захватом объекта при помощи большого указательного пальца.
Характеристики развития у особенных детей оказывают влияние на формирование навыков моторики:
  • особенности физиологии человека: развитие кистей и запястья;
  • ослабленный тонус мускулатуры;
  • чрезмерная подвижность суставов;
  • нарушения зрения, которые мешают формированию контакта рук и глаз;
  • недостаточное равновесие.
Дети учатся сидеть, делают первые шаги, начиная с появления ребенка на свет и заканчивая двухлетним возрастом.
Малыши активно исследуют окружающую обстановку, играются разными игрушками, предметами, выполняют элементарные действия.
Например, берут небольшие предметы и складывают их в коробку, снимают с себя одежду, рисуют каракули и т.д.
В возрасте от двух до четырех лет опыт, полученный на первом этапе, постепенно усовершенствуется.
Дети уже должны класть объекты в конкретное место. Если раньше ребенок брал что-то одной ладошкой, то на данном этапе он уже пользуется пальцами.
Дети дошкольного возраста применяют свой опыт в конкретных действиях.
Помимо этого, настает череда образования теми видами деятельности, которые подразумевают работу кистей и суставов, мышц.
В этот момент они учатся поворачивать запястьями, открывать краны, крышки. Они уверенно держат столовые приборы, пишут большие буквы, рисуют, режут бумагу.
Пациенты школьного возраста учатся в специализированных учреждениях по специальной программе.
План самообразования должен обязательно включать в себя занятия по развитию моторики и лечебную гимнастику.
Очень важную роль играет консультация родителей с психологами и другими специалистами. Это дает понять, какими методиками воспитывается ребенок и какие техники целесообразно применить.

Упражнения для развития мелкой моторики

igrushki-dlia-razvitiia-melkoi-motoriki2

Общие рекомендации

Чтобы развить движения запястья, с ребенком нужно играть в ладушки. Можно наливать ему в ладони шампунь.
Отлично тренирует запястья и руки лепка пластилином, рисование мелом круглых геометрических фигур, поворот ручек на дверях.
В возрасте трех лет можно давать малышу пользоваться ножницами и заниматься с ним элементарными пальчиковыми играми.
Родители сами могут придумать множество увлекательных и полезных упражнений, которые будут помогать развивать мелкую моторику зрительно-двигательный контакт у проблемных детей.
Стоит выбирать подходящие разновидности игр и организовывать занятия таким образом, чтобы малышу было интересно.
Многие дети с дцп вынуждены себя подстраховывать. Они все время опираются на руки, в движении, держатся за опору.
sensoT11
На каждом этапе развития малыша нужно учить выполнять движения руками.
Формирование мелкой моторики зависит от того, как малыш держит позу, то есть от его возможностей обрабатывать сенсорную информацию.
Так небольшие движения формируются только после приобретения полезных навыков.
Нехватка стабильности, неверная позиция тела в пространстве и ограниченные возможности у ребенка с дцп оказывает влияние на формирование мелкой моторики.
Очень важна своевременная диагностика болезни.
  1. На фоне недостаточности стабильности положения тела. Малыш не может удерживать тело в одном положении неподвижно и при этом другой частью выполнять какие-то упражнения.
  1. В связи с неправильной позицией и образцов движений, малыш не может достать предметы, захватить их руками и развивать навыки моторики.
  1. Ладони у особенных деток могут быть постоянно сжатыми, иногда слегка согнуты пальцы, если нарушен тонус мускулатуры только в руке. Более того, у малыша может уменьшаться восприимчивость кисти.
  1. Из-за постоянного дисбаланса руки пациента могут быть занятыми. Одна рука служит опорой.
  1. Формирование навыков моторики может быть заторможено на ранних стадиях. К примеру, продолжительный период времени у малыша сохраняется хватательный рефлекс.
  1. Малыш выпускает предметы из рук. К примеру, при повышенной двигательной активности, он сжимает ладонь, сгибает запястье и разжимает пальцы.
  1. У некоторых свойства действовать руками страдают в связи с нарушением зрения, у других из-за невозможности одновременно слушать и контролировать то, что они делают.
Это влияет не только на способность действия, но и на концентрацию и темпы процесса обучения.
Данные проблемы встречаются далеко не у каждого ребенка с дцп, а главное, что с ними реально бороться.
Учить ребенка, у которого наблюдается гиперчувствительность, восприимчивости к прикосновениям или ожидать, что малыш, у которого рука сжата в кулак, будет учиться захватывать игрушки и выпускать их, не правильно.
Но что же тогда делать, чтобы развить моторику рук ребенка? Давайте рассмотрим проблему на каждом конкретном примере.
melkay
Пока у малыша наблюдается хватательный рефлекс, он не сможет научиться правильно брать предметы в руки.
Перед тем, как приучать малыша работать руками, попробуйте раскрыть его ладонь. Выверните руку в плечевом суставе наружу, разогните в плечах, ладонь поверните вверх.
Выполняйте так, пока обе руки отведены по бокам, а затем, когда вытянуты вперед.
Дайте ребенку опереться на ладонь, осторожно надавите на плечи. Многие двигают руками, несмотря на то, что их большой палец прижат.
Если у малыша будет сохранен этот образец движения, он сможет брать предметы при помощи указательного и большого пальцев.

Гиперчувствительные младенцы

bigthum2

Такие дети неадекватно реагируют на тактильные ощущения, они вздрагивают, когда им дают игрушки, не любят носить одежду определенных тканей.
Любые тактильные движения должны быть очень нежными и мягкими, чтобы не вызвать у малыша дискомфорта.
Если ребенок научится переносить определенную стимуляцию, воздействие можно будет немного увеличить.
В раннем возрасте можно проводить стимуляцию по следующим примерам:
  1. Держите малыша за руки и привлекайте его интерес к тому, что вы делаете с его руками. Пусть он смотрит, как хлопают его ладони, притрагиваются друг к другу.
  1. Гладьте ладонями ребенка по его животу, волосам. Затем пусть он погладит ваше лицо, помогайте ему в этом.
  1. Положите между ладонями небольшую игрушку, давите на нее. Дайте малышу небольшую бутылочку.
  1. Дайте ребенку предметы, которые отличаются жесткостью, шершавостью, влажностью, мягкостью и т.д.
  1. Возьмите перчатку из брезента, шерсти или резины. Пускай он потрогает ее.
  1. Привлекайте внимание ребенка к его ногам в процессе мытья, споласкивания.
  1. Сгибайте и разгибайте руки своего чада, когда вытираете их.
  1. Покажите малышу другие действия. Положите в кулак два пальца. Положите руку малыша в свою, сжимайте и разжимайте ее.
  1. Дети любят игрушки, которые одеваются на пальцы. Они с интересом рассматривают их, трогают.
Очень эффективными оказываются нетрадиционные средства: массаж, различные тренажеры, криотерапия.
KMhwk
Кухня – отличное место для проведения экспериментов! Опыты этого набора раскроют тайны простых, но в то же время увлекательных явлений и процессов! Дети создадут жидкость, которая может быть твёрдой, заставят муку прилипнуть к воздушному шарику, вырасят сахарные кристаллы и проведут другие увлекательные опыты!
Только занятия, лечение и труд с ребенком, помогут вам укрепить здоровье малыша.
Создание игрушек развивает мелкую моторику рук, координацию движений, усидчивость и формирует художественный вкус.
Мы с вами прощаемся! Дорогие читатели, подписывайтесь на обновления блога и не забывайте рекомендовать статью друзьям в социальных сетях.
Всего хорошего!



Источник